Формат аудиосжатия PAC
Название формата РАС расшифровывается как perceptual audio coding, что на русский язык переводится плохо, так слово perceptual означает восприятие. Поэтому вариантов перевода много, но наиболее благозвучным является "аудиокодирование основанное на восприятии".
Данный формат был разработан фирмой Lucent Technologies при мощной инвестиционной поддержке компании Bell Labs, которую, так же, как и AT&T интересовали системы сжатия голосовой аудиоинформации передаваемой по цифровым телефонным сетям. К чести инвесторов можно сказать, что в отличие от AT&T, компания Bell Labs не стала разевать рот на слишком большой кусок пирога и предоставила доводку и развитие стандарта создателям, ограничившись только той частью, которая непосредственно касалась телефонных сетей. И довела эту часть до ума, опять таки в отличие от AT&T у которой до сих пор все в стадии разработки. Некоторые высокоскоростные многоканальные цифровые телефонные сети США и Канады используют для сжатия аудиоинформации алгоритмы, основанные на разработках РАС.
Сама же Lucent Technologies, закончив черновую разработку формата и трезво оценив свои слабые маркетинговые возможности, решила пойти тем же путем, что и разработчики VQF. Напомню, VQF, как стандарт был разработан творческой группой Human Interface Laboratories, которая является подразделением компании NTT, но доработкой, развитием и продвижением формата на рынке занималась и занимается фирма Yamaha.
Lucent Technologies поступила схожим образом, решившись доверить новорожденный формат компании Celestial Technologies, которая и занялась дальнейшей судьбой РАС.
В середине лета прошлого года была выпущена первая общедоступная версия кодека РАС под несколько банальным названием Audio Labrary 1.0. Первая выпущенная версия этого программного продукта была демонстрационной (trial) и работала в течении 15 дней. При этом самим своим существованием данный кодек РАС опровергал все сложившиеся со времен МР3 представления о том как должны выглядеть сжатые аудиокомпозиции. Любому поклоннику MP3, VQF, AAC должен был показаться несколько диким тот способ хранения аудиокомпозиций, который был реализован в Audio Library 1.0.
Во-первых, разработчиками было наложено нелепое условие о том, что в одном каталоге могут храниться не более пяти сжатых композиций. Правда этот запрет легко обходится возможностью быстрой смены каталогов, причем сам процесс чем-то напоминает монтаж устройств в UNIX-системах. Но при большом количестве кодируемой информации это не выход.
Второе, еще более нелепое нововведение заключается в том, что аудиокомпозиций в формате РАС в привычном виде (т. е. один файл - одна аудиокомпозиция) просто не существует. При кодировании исходной аудиокомпозиции кодер Audio Library 1.0 в качестве выходного продукта создает не один файл, а целых восемь, с расширениями .TPS, причем при сжатии сразу нескольких композиций и сохранении их в один и тот же каталог, количество файлов не увеличивается, но зато растет объем файла songdata.tps.
Несмотря на эти нелепости, формат получился в общем неплохой. Звучание в целом примерно такого же качества, как и у лучших кодеков из семейства AAC - Liquid Pro AAC и Astrid/Quartex AAC. Конечно, есть нюансы в вечном споре, какие частоты объявить лишними и выкинуть, чтобы уменьшить размер композиции, а какие необходимо оставить, чтобы не ухудшилось качество. Но в целом можно констатировать факт, что РАС с bitrate 96 kbs лучше MP3 128 kbs, а РАС с bitrate 128 kbs приближается к CD звучанию, но не достигает его.
При этом поражает невероятно высокая скорость кодирования при использовании Audio Library 1.0. Четырехминутная аудиокомпозиция (песня средней длины) кодируется на Pentium 200 MMX чуть больше 100 секунд (сравните, на кодирование четырех минут музыки в формат VQF уходит более 20 минут).
Кодек Audio Library 1.0 не содержит каких либо возможностей по кодированию аудиокомпозиций непосредственно с audio CD, то есть не содержит в своем составе так называемый CD-extractor, так же нет возможности непосредственного перекодирования из одного формата в другой ( например РАС < - > MP3 или РАС <-> AAC). В качестве исходного материала принимаются только файлы формата WAV 44 KHz 16bit PCM, что не всегда удобно, так эти файлы зачастую имеют гигантские размеры.
К числу недостатков этого кодека можно отнести и неприменимость сжатых композиций в качестве сетевого формата. Формат не поддерживает потоковую (стриминг) пересылку данных, то есть одновременное воспроизведение и получение аудиокомпозиции. Это формат только для домашней аудиотеки и для продажи на CD-дисках.
Кроме того, аудиокомпозиции в данном формате имеют сильную защиту от нелегального копирования и очень плохо работают с CD-R при воспроизведении не на "родной" машине, на которой производилось кодирование и запись на CD-болванку, а скажем, на машине вашего друга.
На основании этого факта можно предположить, что механизм защиты содержит привязку в "железу" того компьютера, на котором производилось кодирование (например, привязка к серийному номеру жесткого диска), а такая защита очень плохо обходится.